- Атлантический лосось
Атлантический лосось (Salmo salar)
см. также СЕМЕЙСТВО ЛОСОСЕВЫЕ (SALMONIDAE)
Неполовозрелый атлантический лосось по внешнему виду мало чем отличается от находящихся в таком же физиологическом состоянии тихоокеанских лососей, правда, анальный плавник у него чуть короче. Брачный наряд у этой рыбы также выражен, но не в такой степени, как у многих тихоокеанских лососей. Наиболее существенно изменяются перед нерестом самцы. Их серебристое тело, в верхней половине которого имеются отдельные темные пятнышки, темнеет, на боках и голове появляются красные и оранжевые пятна. Челюсти удлиняются и искривляются, на нижней челюсти образуется крючкообразный выступ, входящий в вырезку верхней челюсти. Атлантический лосось, которого называют также благородным лососем, или семгой, — рыба крупная, достигающая в длину 1,5 м и массы 39 кг.
Распространен атлантический лосось в бассейне северной части Атлантического океана.
Атлантический лосось
Он входит во многие реки европейского побережья: от реки Дуэро в Португалии до бассейна Белого моря и реки Кары. По американскому побережью этот вид встречается от реки Коннектикут на юге до Гренландии. В водах России он обитает в бассейнах Балтийского, Баренцева и Белого морей.
Семга — проходной вид, образующий в больших озерах пресноводную форму. Во время нагула в море лосось питается мелкой рыбой и ракообразными. Держится он недалеко от берегов, на глубинах не более 120 метров. Растет очень быстро, прибавляя за один год нередко более 20 сантиметров. Проведя в море от 1 до 3-х лет и достигнув половой зрелости, семга начинает движение к нерестовым рекам, проходя за сутки около 50 километров. В реку приходят рыбы разных размеров с разной степенью зрелости половых продуктов. В каждой реке картина нерестового хода имеет свои особенности. В наши реки, впадающие в Белое и Баренцево моря, с августа до ледостава идет крупная осенняя семга с неразвитыми половыми продуктами, так называемая “заледка”. Она проводит в реке, не питаясь, целый год и лишь на следующую осень подходит к нерестилищам.
В июне входит в реки семга — “закройка”, представленная главным образом крупными самками с достаточно зрелой икрой, а вслед за ней, в июле, устремляется летняя зрелая семга — “межень”. Вместе с закройкой она достигает нерестилищ и мечет икру той же осенью. Одновременно с меженью входит в реки мелкая “тинда” — самцы, созревшие за один год пребывания в море. В некоторых реках осенью появляется мелкая “листопадка”, состоящая из самцов и самок, созревших в море за один год. В отличие от крупной осенней семги листопадка нерестится той же осенью.
Ход в реки отнимает у лосося много сил. Ведь рыбам приходится подниматься против течения, преодолевая все встающие на пути преграды. Через перекаты они переползают на брюхе, иногда выставив из воды всю спину, а водопады штурмуют, прыгая в высоту на 2—3 метра. Если не удалась первая попытка, рыба, отдохнув, повторяет ее снова и снова до тех пор, пока преграда не будет покорена. Входя в реку сильной, упитанной рыбой, лосось сначала “играет”, высоко выпрыгивая из воды. Но, по мере продвижения вверх по течению, прыжки его становятся все реже и ниже. Снижается и скорость движения. К моменту нереста цвет мяса у рыб бледнеет, содержание жира, сгоревшего во время трудного пути, резко падает. Что же заставляет лососей идти размножаться в реки? Как и когда возникли их миграции?
На этот счет существует несколько гипотез. Согласно одной из них, когда-то лососи постоянно жили в море. Там они откладывали свою икру, которую были вынуждены охранять от многочисленных хищников. Но вот как-то случайно несколько рыб выметали икру в устье реки. Вода здесь почти пресная, а многие хищники этого не любят. В результате лососи выгадали: икру охранять стало легче. Их потомство вновь отложило икру в опресненной части моря и постепенно освоилось и в реке, поднимаясь на нерест все выше и выше. Туда, где меньше врагов, чище вода и больше удобных для нереста каменистых мест. Здесь уже можно икру не сторожить, а закопать ее в песок и гальку.
Другая гипотеза предполагает, что лососевые рыбы сначала жили в реках, а потом ушли в море, где этим крупным рыбам легче прокормиться. Однако условия в море оказались неподходящими для их икры: закопанная в камни, она неминуемо бы здесь погибла из-за недостатка кислорода, а брошенная на произвол судьбы была бы тут же съедена хищниками. Вот и пришлось лососям на нерест возвращаться снова в родные реки.
Добравшаяся до нерестилища самка вырывает в песчано-галечном грунте большую, до 2—3 метров длиной яму и ложится в нее, упираясь головой в лежащий на краю камень. В вечерние часы или рано утром к самке подплывает самец. Возбужденная его присутствием самка выпускает немного икры, которую самец тут же оплодотворяет. Затем самка выметывает всю оставшуюся икру и боковыми движениями хвоста забрасывает ее после оплодотворения песком и галькой. Нерестятся все формы семги осенью: в сентябре—ноябре. В зависимости от размеров самки выметывают от 10 до 26 тысяч икринок диаметром 5—6 миллиметров. Отнерестившиеся рыбы, исхудавшие от долгой голодовки, израненные и с потрепанными плавниками сплывают вниз по течению. Часть особей, прежде всего самцов, гибнет от истощения, а успешно достигшие моря вновь приобретают серебристую окраску, начинают активно питаться и быстро восстанавливают свои силы. Некоторые из них нерестятся повторно до трех—пяти раз.
Температура воды на нерестилищах зимой не превышает 6° С, поэтому икра развивается медленно. В мае из икринок выходят личинки, и молодь еще долго живет в пресной воде. Молодые лососи мало похожи на взрослых рыб, раньше их даже считали другим видом. Это пестро окрашенные, бойкие, очень подвижные рыбки с темной спинкой, темными поперечными полосками на боках и коричневыми и красными круглыми пятнышками. На севере у нас этих рыбок называют “пестрятками”. Окрашены они так не случайно: пестрая окраска делает молодь мало заметной среди камней и на быстром речном течении, где она живет долгое время. Питаются пестрятки личинками ручейников, мелкими рачками и упавшими в воду насекомыми. Молодь проводит в реке от одного года до пяти лет и, достигнув длины 9—18 сантиметров, уходит в море. К этому времени у нее исчезает пестрая окраска и тело покрывается серебристой чешуей. Это превращение молоди лосося называется смолтификацией (производное от английского названия серебристой стадии — “смолт”).
Однако некоторые пестрятки так и не уходят в море. Они остаются на нерестилищах и там созревают, превращаясь в мелких, так называемых карликовых самцов. Эти самцы
Пестрятка семги
участвуют в нересте наравне с крупными проходными самцами, при этом доля их “фактического участия” может быть даже выше, поскольку крупные самцы нередко во время нереста занимаются “выяснением отношений”, и появление мелких соперников остается незамеченным. В крупных северных озерах, в Ладожском, Онежском и других, живет особая озерная форма лосося, нагуливающаяся в озере, а на нерест поднимающаяся во впадающие в озеро реки. Озерный лосось обычно мельче проходного и более пятнистый.
Семга — ценная промысловая рыба. Ранее она была чрезвычайно многочисленна во многих европейских реках. В наши дни из-за гидростроительства и загрязнения рек численность ее резко сократилась. Для поддержания стад широко применяется искусственное разведение на специальных рыбоводных заводах. Особенно существенный урон понесли стада озерного лосося, эта форма внесена в Красную книгу РФ.
В большей степени, чем семга, склонна к образованию пресноводных жилых форм обитающая у нас в бассейнах Балтийского, Белого, Баренцева, Черного и Каспийского морей кумжа (Salmo trutta). Все тело этой рыбы, достигающей в длину 70 см при массе 12—13 кг, покрыто многочисленными черными пятнышками, по форме нередко напоминающими букву “х”. Эта рыба необычайно изменчива, образует целый ряд форм, отличающихся по своему образу жизни, размерам и окраске, многие из них являются ценными промысловыми рыбами. Особенно пестро окрашена мелкая ручьевая форма кумжи — форель, по образу жизни больше всего напоминающая пестрятку. Ручьевые форели распространены очень широко. Они есть везде, и там, где имеется проходная или озерная кумжа, и в горных ручьях некоторых районов (например, в Средиземноморье и Малой Азии), где проходной кумжи уже давно нет, но она могла обитать когда-то очень давно, до потепления климата. Ручьевая форель — прекрасный объект спортивного рыболовства и искусственного разведения. В наши дни численность многих форм кумжи в водах России резко сократилась и из промысловых они превратились в охраняемых. В список рыб, подлежащих охране, включены беломоро-балтийская, каспийская и черноморская кумжа, а также уникальная форма форели, обитающая в озере Эйзенам в Дагестане.
В реки западного побережья Камчатки (изредка и восточного побережья) с сентября по ноябрь идет на нерест проходная форма широко распространенной в Северной Америке микижи (Parasalmo mykiss) — камчатская семга. Эта крупная (длина до 96 см) серебристая рыба с темными пятнами выше боковой линии и слабой розоватой полосой на боках тела мечет весной икру в верхнем и среднем течении небольших рек и ручьев. Ко времени нереста полоса у нее на боку становится ярко-красной или малиновой, за что эту рыбу называют иногда генералом. В реках восточного побережья Камчатки (редко и в некоторых реках юго-западной части) обитает пресноводная форма этого вида, отличающаяся более яркой окраской. Обнаружена эта форма и на Шантарских островах. В силу своей уникальности шантарская микижа включена в Красную книгу РФ наряду с проходной камчатской семгой, численность которой за последние годы сильно сократилась.
Своеобразная форма форели, по мнению некоторых ученых близкая обитающему в Северной Америке лососю Кларка (P. clarkii), обнаружена недавно на западной Камчатке в реке Тигиль.
Рыбы. — М.: Астрель. Е.Д. Васильева. 1999.